Как думаете, сколько лет самому старому из ныне действующих частных предприятий?
Согласно «Книге рекордов Гиннесса» в японской префектуре Яманаси есть гостиница, основанная в 705 году. В семьсот пятом! И это не опечатка.
Если верить
Акунину, в ней сменилось уже 52 поколения владельцев.
Но самым интересным оказалось то, что это не единственный бизнес-долгожитель.
В той же Японии по сей день работает гостиница «Хоси-рёкан». «Хоси» – значит «монах», «рёкан» – гостиница.
Этим заведением владеет одна и та же семья с 717 года. Всего каких-то 13 веков. Владельца всегда зовут Дзэнгоро-хоси. Сейчас хозяйством заправляет Дзэнгоро-хоси Сорок Шестой.
Пожалуй, ни один монарх не имел такого внушительного порядкового номера.
Легенда гласит (хотя кому легенда, а кому факт из семейного архива): во времена зарождения в стране буддизма, некий Тайтё странствовал по Японии и однажды увидел вещий сон: будто в лесу под горой бьет источник, который исцелит множество людей. Ученик Тайте отправился в указанное место и основал там приют для странников. А сын этого ученика построил гостиницу. Сын-то и стал Дзэнгоро-хоси Первым.
С тех пор в Японии было всякое: войны, смуты, эпидемии, цунами, атомные бомбардировки и прорыв робототехники, но за тринадцать веков ни один рейдер-самурай, ни один якудза не смогли прибрать процветающий бизнес. А может и попыток не было? Целебный источник бьет, ручей журчит, Сорок Шестой Дзэнгоро встречает новых гостей своего заведения.
Япония, все-таки, удивительная страна...
Еще немного по теме...
Та самая гостиница у источника
Update
Сравнительно недавно, прекратило свое существование семейное предприятие Kongo Gumi, являющееся, судя по всему, старейшей фирмой в мире.
Компания, названная именем своего основателя, открылась в 578 году нашей эры, и в конце минувшего года объявила о своем банкротстве. Секретом долголетия Kongo Gumi был тот факт, что фирма работала на закрытом рынке, занимаясь строительством буддистских храмов.
Масаказо Конго, 40-й директор компании, заявил, что одной из причин ее успеха была ее гибкая внутренняя политика. Это проявлялось, в первую очередь, в том, что бразды правления компанией получал не старший сын в семье, а тот, кто проявлял способности, позволяющие занять этот пост. Руководить компанией мог не только мужчина - бабушка Масаказо была 38-м директором компании.
Название фирмы не менялось и в том случае, если в семье не оставалось наследника мужского пола. Несмотря на существующую в Японии традицию, мужья наследниц соглашались оставить существующее название.
Благодаря совмещению консервативных подходов и гибкой политики компания смогла выжить в трудные времена. Так, в период модернизации, начавшийся с эпохой Мейдзи, компания, перестав получать государственные субсидии, начала строить офисные здания, а во время Второй Мировой войны перешла на производство гробов.
Причиной падения компании стал экономический пузырь, создавшийся в Японии в 80-е годы. Тогда компания брала крупные ссуды, инвестируя деньги в недвижимость. После того, как пузырь лопнул в 1992 году, стоимость активов компании резко упала. Еще одной причиной стала вестернизация японского общества. В 90-е годы количество пожертвований резко снизилось, что привело к падению спроса на строительство новых храмов. В 2004 году, когда доходы компании упали на 35%, руководство попыталось спасти ее, уволив часть рабочих и сократив зарплаты, однако в 2006 году стало ясно, что долги в размере 343 миллионов долларов не представляется возможным вернуть. В январе этого года имущество компании было приобретено строительной компанией "Такамацу".