С 00 часов сегодняшнего дня Национальный антитеррористический комитет отменил приказ об объявлении Чеченской республики «зоной проведения контртеррористической операции». Об этом сообщил Александр Бортников, глава НАК, директор ФСБ.
Теперь все «мероприятия по борьбе с терроризмом» в республике будут проводиться в том же порядке, что и в других регионах страны.
Дмитрий Медведев поручил НАК рассмотреть вопрос о снятии режима КТО в Чечне 27 марта.Рамзан Кадыров объявил 16 апреля 2009 праздничным днём.
Немного информации к размышлениюФакты и комментарии экспертов
«Решение о КТО означает, что федеральный центр дает Рамзану Кадырову полную вольницу. Чеченская республика и так уже представляет собой анклав, который живет вне российского правового контекста», - сказала в интервью Русской службе Би-би-си Татьяна Локшина из правозащитной организации Human Rights Watch.
Выступая в начале апреля в Лондонской школе экономики, Медведев заявил, что «режим КТО в скором времени может быть свернут, хотя отдельные элементы его останутся».
Не дожидаясь принятия решения, в республике интенсивными темпами велось строительство таможенного поста", - заявил Кадыров.
Аэропорт Грозного, по его словам, должен получить статус международного.
Исполняющий обязанности главного редактора интернет-издания Russia Profile Дмитрий Бабич, в свое время освещавший начало войны в Чечне, считает, что с отменой спецоперации в «обычной бытовой жизни сегодняшней Чечни ничего не изменится».
В интервью Русской службе Би-би-си он отметил, что де-факто силовые структуры Рамзана Кадырова имеют полномочия, которые даются только КТО (проверка документов, прослушивание разговоров и т.д.), и могут пользоваться ими и без режима спецоперации.
«Тут главный момент для чеченского руководства, насколько я понимаю, это возможность растаможивать импортные товары прямо на территории Чечни и использовать грозненский аэропорт как международный. Ну это вопрос экономический, насколько это будет выгодно России», - считает Бабич.
«Мы помним, что при Джахаре Дудаеве Чечня стала такой нелегальной зоной свободной торговли. И это было одной из причин недовольства федеральных властей, которая в конце концов вылилась в контртеррористическую операцию. Я очень надеюсь, что Рамзан Кадыров по этому пути не пойдет, и в первую очередь в этом заинтересовано само население Чечни, чтобы эта история не повторилась еще раз», - сказал эксперт.
Лидер движения «За права человека» Лев Пономарев видит в отмене режима как положительные, так и отрицательные моменты.
«С одной стороны, отмена режима контртеррористической операции - это хорошо, поскольку в ходе такой операции нарушаются права граждан, а деятельность силовых структур не контролируется». С другой стороны, по его словам, конец спецоперации предполагает вывод подразделений федеральных войск, что приведет к тому, что «силовые структуры Чечни никто не будет сдерживать».
В марте Кадыров сказал, что боевиков в Чечне осталось «не более 70, и с ними будет покончено в ближайший месяц». Однако по подсчетам спецслужб, их в республике почти в семь раз больше.
Две чеченские кампании
Первая Чеченская кампания 11 декабря 1994 — 31 августа 1996
14 декабря 1994 года федеральные войска вошли на территорию Чеченской республики для борьбы с незаконными вооруженными формированиями и наведения конституционного порядка.
В 1996 были заключены Хасавюртовские соглашения между РФ и Чеченской Республикой Ичкерия, по которым решение вопроса о статусе республики было отложено до 2001 года.
Вторая чеченская кампания 25 августа 1999 — 16 апреля 2009
Режим контртеррористической операции в Чечне был введен в октябре 1999 году указом президента Бориса Ельцина.
Началу операции предшествовало нападение чеченских боевиков на Дагестан.
Активная фаза боевых действий завершилась в 2000 году, когда федеральным войскам удалось взять под контроль большую часть территории республикиНа самом деле, я очень хочу верить, что принимали это решение, люди военные, хорошо знакомые с реальным положением дел на месте, а не чинуши-политики, ни разу не высунувшиеся за пределы Садового кольца.
Я хочу верить, что решение осознанное и своевременное, и что Чечня больше не вспыхнет.
Но а как оно будет на самом деле — покажет только время.