«Работая дизайнером, а частично и руководителем отдельных проектов, я часто сталкиваюсь с мнением вышестоящих, что клиент дурак. Он всё равно ничего не поймёт и не заметит. Зачем стараться и вылизывать работу, если этого всё равно никто не оценит. Зачем тратить время на что-то большее, если его уже и в таком виде оплатили. При этом упускается очень важная деталь. Помимо клиента, который действительно может что-то не заметить, существуют сотни других наблюдателей. Например коллеги-дизайнеры, родственники и знакомые клиента, плюс, учитывая такие современные средства массовой информации как интернет с его многочисленными блогами и порталами, заинтересованные читатели. Мнения казалось бы незримых наблюдателей рано или поздно докатываются до самого клиента, вызывая у него возмущение, даже порой праведное негодование, влекущее разрыв отношений.
читать дальшеКонкретнее речь идёт о том, что "решающие инстанции" склонны крутить пальцем у виска, если дизайнер говорит, что нужно ещё поработать с текстом - выравнивание, межстрочное и межбуквенные расстояния и пр., ведь микротипографика - это А и Б аккуратного, читабельного дизайна. Нужно заменить какой-то цвет в логотипе, от которого у создателей логотипа глаза на лоб вылезут? Ну и что, заменим! Подумаешь, что у них фирменный цвет тюркиз. С нашим синим тоже покатит. Клиент всё равно ничего не заметит. И таких примеров у каждого дизайнера найдётся ни один десяток.
Однако, на мой взгляд, такие "незаметные" недочёты как ошибки цветопередачи, опечатки и прочие "маленькие радости" иллюстрируют как нельзя лучше теорию "Разбитого окна" (Fixing Broken Windows). Если кто не в курсе, то, вкратце и сильно упрощённо, речь в этой теории, выдвинутой в 80-х американскими социологами Келлингом и Вилсоном, идёт о том, что уже одно разбитое окно дома, даже в самом фешенебельном районе города, приводит к тому, что разбиваются остальные окна, площадь вокруг самого строения начинает закидываться мусором, растаскиваются кирпичи, плитки и прочее, а сама местность начинает притягивать к себе людей весьма сомнительной репутации (ведь явно об этом доме никто не заботится и здесь всё можно!), деморализуя в конечном итоге жителей прилегающих домов. Ведь признайтесь честно, способны ли Вы выкинуть окурок или бумажку от конфеты в месте с намытыми, вычищенными полами, где всё блестит и сверкает? Лично я начинаю искать мусорку и если не нахожу, ношу мусор в руке или ищу место в своей сумке, в то время как меня совсем не мучает совесть выкинуть свой хлам на груды другого, если он уже вокруг есть.
Теория Келлинга и Вилсона, пусть даже многократно раскритикованная из-за недостатка эмпирических данных, связывает мелкие бытовые нарушения (вроде выбитой лампочки, загаженного подъезда, расписанной двери или выбитого окна) с человеческой деморализацией, и как следствие, с повышенной криминальностью. Я даже как-то сталкивалась с расаказом о нью-йоркском метро, которое только в 90-х годах, именно благодаря теории "Разбитого окна", стало снова доступным для пользования, а не местной помойкой. Просто навели порядок и не дали ему исчезнуть! Мэрия города ещё в 70-х взяла себе на вооружение дизайнера Милтона Глезера, который разработал логотип I LOVE NY, чтобы кампанией "I LOVE NY" поднять мораль у жителей города и вызвать любовь к месту своего проживания. Однако только под руководством мэра Джулиани появилась программа "Ноль толерантности", по которой полицейские должны были призывать жителей к ответственности за любую разбитую лампочку в общественном месте, опрокинутую мусорку или расписанную стену дома. Результаты были просто ошеломляющими - число разбойных нападений по городу упало на 64%, а число общих преступлений в Нью-Йорке сократилось на 75%! И это в городе, который называли "Адом в миниатюре"! Другое дело конечно, что ввиду особенностей американского законодательства и любви американцев к судам, мэрии пришлось выплачивать миллионные суммы пострадавшим от "полицейского произвола" в связи с программой "Ноль толерантности". Однако так массивно упавшая преступность, благодаря своевременной замене сгоревшей лампочки, производит лично на меня очень сильное впечатление.
В случае "обманутого" клиента, которому недодали микротипографики или нашлёпали ошибок и опечаток, о криминальности речи не идёт. Но именно мелкие ошибки, т.е. недоработки, играют роль того самого разбитого окна, деморализуя клиента. Обманутый в лучших чувствах, он может уйти не только сам, но и увести с собой всех тех, кого он привёл, всех тех, кому рассказывал хорошее. Первый вывод, который делают обиженные таков, что если фирма не в состоянии как следует позаботиться о деталях и мелочах, то будет явно не в состоянии поставить на ноги что-то большее и значимое.
Итак, если Ваш непосредственный руководитель закатывает глазки, когда Вы пытаетесь ему объяснить, что микро-работу нельзя просто так заметать под половик в надежде, что клиент всё рано ничего не заметит и не оценит, и Вам нужно на завершение работы ещё как минимум 2 часа, расскажите ему про теорию разбитого окна, не забывая отдать в итоге отличный, максимально вылизанный результат.»©
conjure
@темы:
Дизайн,
Работа,
Цитаты
есть одно золотое правило всякой дизайнерской, рекламной и полиграфической деятельности:
"хотелось бы сделать качественно, быстро и дешево, но на деле получается выполнить максимум 2 пункта"
а ваши рассуждения базируются только на "качестве", так что... это всего-навсего "красивая теория"
— удовлетворенность самого клиента результатом вашей работы (а это как раз может быть достигнуто правильным балансом цены/качества/сроков)
— удовлетворенность результатом работы вашей команды (чтобы не стыдно было подписаться под проектом и показать его коллегам)
Легкое чувство удовлетворенности, так или иначе, обеспечит полученный гонорар.
А вообще, очень важно сохранять лицо и оставаться каким-никаким профессионалом, а не скатиться на уровень Автоваза (с чистой совестью штамповать некачественный хлам, который умудряешься продавать)
надо быстро? - пожалуйста
надо скромно и без наворотов? - тоже пожалуйста.)
по неопытности я тоже как и многие грешила стремлением любой заказ превратить в мегапроект, но так распыляться на каждого никакого энтузиазма не хватит.
лучше сделать три заказа быстро и один хорошо, чем перемудрить с тремя простыми и не дотянуть интересный.
На самом деле, то что вы рубите капусту в кризис - это классно. И если у вас сейчас есть поток - значит вы даете клиенту то, что он хочет. Если задача нарубить бабла - вы на верном пути. Хотя, смотря чего вы хотите добиться в конечном итоге.
Если вы хотите расти профессионально - всегда нужно стремиться к тому чтобы «в адекватные сроки», «с высоким качеством» и «по адекватной цене» перестали быть для вас взаимоисключающимися составляющими процесса. Именно эффективное сочетание всех трех компонентов и есть высший пилотаж в любом бизнесе - продаете вы леденцы детям или разрабатываете фирменный стиль для транснациональной корпорации.
хехе)
значит мы на верном пути)
скоро нас все будут знать и лажать из зависти)))
в кои-то веки нашла с кем в дневниках серьезно поговорить о наболевшем)